Система или спонтанность системного подхода и импровизация, как метод обучения Вольному Рукопашному Бою (ВРБ) или Гармонии Свободного Боя (ГСБ)

Поговорим о том, что не совсем понятно для некоторых людей занимающихся боевыми искусствами, а именно, о систематизации знаний и методе обучения в нашем центре. Что такое спонтанность системного подхода и импровизация? Недавно на собеседовании, один добропорядочный человек, абсолютно справедливо, допытывался о методе подготовки и вообще методике обучения рукопашного боя в нашем центре. Поэтому попытаюсь еще раз дать небольшое объяснение по данной теме. По понятным причинам, полностью все изложить не смогу, так как это все же интеллектуальный труд и авторское право, простите меня и поймите, пожалуйста, правильно. Думаю, этого описания Вам, Дорогие мои, будет вполне достаточно.

Система, в нашей жизни встречается, повсеместно, включая и наш организм. Не исключение из правил и Боевые искусства.

Являясь противником любой из систем ввиду моего личного мировоззрения, касательно мира, в котором мы все живем на данный момент, мне приходиться ею пользоваться, синтезируя материал и проверяя его дееспособность на практике, потому что в тоже время без системы нечему учить. Скажу сразу, к компиляции ГСБ не имеет никакого отношения (компиляция - сочинительство на основе чужих исследований или произведений без самостоятельной обработки источников), по принципам: а) доверяй, но проверяй; б) «просеивание через сито».

Как бы это не звучало странно, но в нашей школе нет четкой иерархической систематизации знаний, все происходит спонтанно и циклично. Используя системный подход, мы свободны от общей и единой концепции и алгоритма построения системы. Запутал? Да, действительно, не совсем понятно. Мы системно подходим только к частностям, а именно – как пример, изучаем прямой удар. Все делаем пошагово, как и везде. На месте, в движении под углами, низ, верх и средний уровень. Затем, в обороне и атаке и парная работа. Так вот, прямой удар – это частность рукопашного боя. Подготовка и изучение этой частности естественно систематизирована. А дальше спонтанность. Дальше, к примеру, мы изучаем умение падать из любого положения, собственно, не важно, что именно идет следующим, важно, что не дальнейшее изучение прямого удара в данный момент. Здесь четкий разрыв между частностями. Заметили? Мало этого, через определенный промежуток времени мы циклично возвращаемся к тому же прямому удару, но уже с определенным багажом навыков и находим в нем то, что ранее было не замечено или упущено, совершенствуя и доводя, таким образом, технику и исполнения данного  удара до совершенства.

Изучая и анализируя подаваемые материалы в инете из других систем и практик боевых искусств и их авторов, я обратил внимание на то, что данная тенденция наблюдается не только у нас. Наша школа в этом методе не одинока и это не может не радовать. Это лишь говорит об одном – о правильном направлении метода. Значит, этот метод имеет право на жизнь. Я ни в коем случае не собираюсь критиковать другие методы обучения и подачу информации ученикам. Любой труд, у которого есть слушатели, имеет право на существование. Ошибки, конечно же есть, они есть у всех, есть они и у нас, но ведь мы для того и живем, чтобы исправлять их, а значит, жизнь не стоит на месте, как не стоят на месте и боевые искусства в своем развитии, невзирая на века.

Немного о терминах, описание и значение которых вы можете легко найти в инете.

  1. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
  2. Спонтанность – самопроизвольность. Характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами и способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений.
  3. Импровизация. Существует несколько значений этого термина:
  • Импровизация — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.
  • Свободная импровизация — музыкальная импровизация без изначально заданных правил, то есть не ограниченная жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками.
  • Танцевальная импровизация — тип танца или танцевальное произведение, созданное таким способом.
  • Контактная импровизация — свободный танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером.
  • Театральная импровизация (актёрская импровизация, сценическая импровизация) — игра актера по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, а не по заранее созданному сценарию, а также театральное произведение, созданное таким способом.

Импровизация, таким образом, помогает ученику раскрыть, возможно, скрытые творческие потенциалы и способности, для дальнейшего самосовершенствования, создавая не шаблонный пример, а уникальный и индивидуальный стиль и модель боя непохожий на других. Разыгрывая различные сценарии возможных нападений, возможных вариантов поведений и других моделей агрессивных ситуаций, где никто не знает действий наперед, где много сюрпризов и неожиданностей, ребята учатся психической устойчивости, хладнокровию и строят собственную модель поведения в возможной экстремальной ситуации, что само по себя является хорошей профилактикой подобных нападений. Да, еще это хорошая возможность «надеть на себя обувь» каскадеров и испытать эту профессию на собственном опыте.

Ученики и ученицы, на тренировках, получают и изучаю частности - инструменты боя, а как они ими будут пользоваться, зависит от их старания, самоотверженности и мотивации. Ученики сами принимают решение и это их воля. Отсюда, кстати, второе название, как бы то ни было, но системы – Вольный Рукопашный Бой.

Мы учим быть непохожими, а значит неудобными и нелогичными в бою. Учим ребят и девушек производить активные действия на опережение агрессивных действий возможного противника. Действия должны быть хаотичными, и здесь мы сталкиваемся с понимание контролируемого хаоса, в том смысле, что хаос, который Вы создаете, только Вы и в состоянии контролировать, но не ваш противник, для которого Вы просто хаос – «торнадо» (ранее, в статьях, я уже писал об этом).

В экстремальной ситуации человеку, попавшему в беду некогда думать, именно поэтому, в данной методике обучения существует такой принцип, как спонтанность и такая дисциплина, как импровизация. Именно они помогают ученику в дальнейшем быстро находить правильное решение и также быстро использовать свои ресурсы, способные вывести его из тяжелой казалось бы ситуации в которую он попал, применяя физические методы борьбы или психические методы воздействия на оппонент(а/ов).

Общая системная модель тренировочного процесса по подготовке ученика или ученицы в нашем центре, выглядит примерно следующим образом:

  1. Отработка частности - технического элемента. Специальная физическая подготовка, необходимая для этого элемента.
  2. Парная работа (спарринг).
  3. Спортивный поединок с обусловленными правилами и запасом времени.
  4. Импровизация.
  5. Спортивный поединок с ограниченными правилами и ограниченным временем.
  6. Импровизация.  
  7. Бой, без ограничений, но в защитном снаряжении, без свободного времени – от 2х секунд.

 

На этом пока остановлюсь. Спасибо за внимание.

С уважением Белый Волк.